Мигрень с аурой характеризовалась высоким риском развития энцефалопатии, однако Повышения риска развития ОНМК при мигрени не отмечалось.
Пациенты, страдающие церебральной аутосомно-доминантной артериопатией с субкортикальными инфарктами и лейкоэнцефалопатией (CADASIL), часто жалуются на мигрень, однако сведения об ответе на терапию у таких больных практически отсутствуют, а связь мигрени с риском ОНМК неизвестна. Энцефалопатия является более редким симптомом и считается связанной с мигренью. В ходе исследования изучалась клиническая картина мигрени и ответ на терапию при CADASIL. Кроме того, авторы исследовали взаимосвязь между мигренью и риском развития ОНМК и энцефалопатии.
На протяжении 19 лет (в период с 1996 г. по 2015 г.) 300 пациентов, страдавших CADASIL с соответствующими симптомами и наблюдавшихся в государственной клинической больнице, были проспективно включены в исследование. Данные собирали посредством стандартизированного опросника. Мигрень классифицировали в соответствии с 3-м пересмотром международной классификации головных болей (бета-версия). Затем выполняли одномоментный анализ полученных данных.
Было установлено, что мигренью страдали 226 человек (75,3 %), при этом причиной первичного обращения к врачу это заболевание было у 203 человек (67,7 %). Как правило, мигрень сопровождалась аурой (89,8 %). Ответ на терапию при приеме тех или иных препаратов для лечения мигрени был различным; так, 45,5 % из 24 больных, получавших триптаны, выявляли стойкий или частичный ответ без осложнений. Энцефалопатия наблюдалась у 33 (11,0 %) пациентов и длилась в среднем 8,1 ± 3,4 дня. Шансы развития энцефалопатии у пациентов, испытывавших мигрень с аурой, были повышенными (отношение шансов = 5,4; 95 % ДИ: 1,6–28,4; p = 0,002).
Более того, у пациентов с аурой, сопровождавшейся спутанностью сознания, шансы развития энцефалопатии были выше, чем у пациентов с другими типами ауры (ОШ = 2,5, 95 % ДИ = 1,0–5,8, p = 0,04). В начальный период развития мигрени увеличения риска энцефалопатии в зависимости от пола или возраста не наблюдалось. У больных, страдавших мигренью, риск возникновения ОНМК был ниже, чем у пациентов, не страдавших мигренью (отношение шансов 0,46, 95 % ДИ 0,3–0,6, p = 2,1 x 10-6).
Мигрень с аурой — хорошо известный признак CADASIL. Ответ на лечение был сопоставим с ответом в общей популяции больных мигренью. Применение триптанов не вызывало осложнений. Мигрень с аурой характеризовалась высоким риском развития энцефалопатии. Это позволяет предположить, что она может быть связана с патофизиологическими механизмами. Повышения риска развития ОНМК при мигрени не отмечалось; данные свидетельствовали о снижении риска, однако эта гипотеза нуждается в подтверждении.
PLoS One
CADASIL: Migraine, Encephalopathy, Stroke and Their Inter-Relationships
Tan RY, Markus HS
Комментарии (2)