Даже в том случае, если диагноз поставлен верно, а терапия назначена правильная, эффект от лечения будет слабым или не наступит вовсе, если пациент не будет соблюдать назначения и рекомендации.
Даже в том случае, если диагноз поставлен верно, а терапия назначена правильная, эффект от лечения будет слабым или не наступит вовсе, если пациент не будет соблюдать назначения и рекомендации. Отсутствие приверженности терапии ведет к тому, что даже самые современные лекарства окажутся бесполезны, а потому повышение комплаентности, той самой вовлеченности пациента в процесс терапии становится задачей не менее важной, чем само назначение лечения.
Врачи отмечают (см. источник 1), что пациенты охотнее соглашаются (см. источник 2) на лекарственную терапию, чем следуют советам, касающимся изменения образа жизни. С другой стороны, если перед ними стоит выбор – оперироваться или же пить таблетки, большинство проголосует за хирургическое вмешательство, как за радикальный способ, позволяющий избавиться от болезни раз и навсегда.
Исследования показывают, что пациенты перестают принимать лекарства или принимают их нерегулярно из-за того, что попросту не понимают, зачем нужны те или иные препараты и рекомендации. Ряд пациентов вообще не разбирается (см. источник 3) в медицинской терминологии, а примерно треть информации, которую предоставляет врач, сразу же забывается (см. источник 4).
Другая причина – ошибочные представления о том, к чему приведет прием лекарств. Так, например, пациенты, которым прописывают статины на постоянной основе, нередко прекращают прием этих жизненно важных лекарств. Одно из популярных объяснений – мнение, что лекарство не работает, основанное на том, что действие статинов нельзя заметить невооруженным глазом. Прекращение терапии, кстати, было более частым (см. источник 5) среди тех, на кого лекарство действовало, не вызывая побочных эффектов – наличие «побочек» многими принималось за подтверждение того факта, что препараты все-таки оказывают воздействие на организм.
Другая причина (см. источник 6), из-за которой люди принимали решение отказаться от статинов, уверенность в том, что эти лекарства просто-напросто разрушали нормальную жизнь. Некоторые пациенты, полагая, что прием этих препаратов спровоцирует другие заболевания, например диабет, либо вызовет зависимость, решали и не начинать терапию, продолжая жить с повышенным холестерином, что было смертельно опасно.
Кстати, приверженность терапии зависит и от самой терапии (см. источник 7). Так, например, принимать один препарат проще, чем несколько, пить лекарство один раз в день легче, чем «три раза в день после еды», выпить микстуру приятнее, чем проглотить таблетки либо капсулы. Пациенты могут запросто отказаться от лекарств, которые непросто доставать: слишком мелких гранул, которые постоянно укатываются, капель во флаконе с крышкой – защитой от детей, которую им сложно открыть.
Иногда появление «побочек» воспринимается пациентом как сигнал к отмене терапии, далеко не все знают, что это должно стать сигналом для обращения к врачу по поводу пересмотра дозировки или замены лекарства. Многие, к сожалению, просто перестают принимать таблетки, обращаясь к народной медицине или же советам родных и знакомых – доверие к врачам после того, как прописанные им лекарства «не сработали» снижается, а болезнь продолжает прогрессировать. Поводом для отказа от лечения может послужить и негативный опыт других (ведь если не помогло соседям или коллегам, то вряд ли лекарство сработает в моем случае?).
При постановке диагноза и назначении терапии задача врача максимально деликатно и доступно пояснить, что происходит с организмом пациента, какое нужно лечение, как будут действовать лекарства, какие побочные эффекты могут наблюдаться.
Понимая, что при необходимости дозировку можно скорректировать, а само лекарство заменить, пациент будет более лоялен и привержен терапии, открыт к диалогу и настроен на скорое выздоровление.
ИСТОЧНИКИ:
Ксения Скрыпник, кандидат биологических наук
Комментарии (2)