EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Назад
COVID-19 COVID-19
COVID-19 COVID-19

ЧТО НОВОГО?

Динамика изменения риска развития постковидных нарушений со стороны психики и нервной системы различается.

По результатам оценки данных 2-летних ретроспективных когортных исследований было выявлено статистически значимое различие динамики изменения риска в первые два года после установления диагноза. Кроме того, было установлено различие профилей и динамики изменения риска в зависимости от штамма вируса SARS-CoV-2 и возраста пациентов (у детей по сравнению со взрослыми и пожилыми лицами). Цель этого исследования состояла в оценке риска развития различных нарушений со стороны психики и нервной системы в течение первых двух лет после установления диагноза COVID-19.

Сбор данных проводили с использованием базы данных сети электронных медицинских карт TriNetX. После этого была выполнена процедура отбора по коэффициенту склонности (в соотношении 1 : 1) участников с COVID-19 любого возраста и участников из параллельной когорты с любыми другими респираторными инфекциями. Для сопоставления участников использовали статус иммунизации, факторы риска развития COVID-19 и тяжелой формы инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, а также демографические показатели.

Для стратификации пациентов в рамках анализа использовали дату установления диагноза и возрастные группы (дети в возрасте до 18 лет, взрослые в возрасте от 18 до 64 лет и лица пожилого возраста (65 лет и старше)). В рамках исследования оценивали риск развития четырнадцати нарушений со стороны психики и нервной системы после COVID-19 и сопоставляли с риском в подобранной контрольной выборке.

Модель 2-летней динамики изменения риска была создана с использованием отношения рисков (ОР) в зависимости от времени.

Обобщение данных о двухлетней динамике изменения риска было выполнено с учетом постоянного ОР за 6 месяцев (определяемого как величина риска на начальном этапе наблюдения, которая не была ранее однозначно установлена у детей), временного горизонта риска развития каждого нарушения (т. е. времени, за которое ОР возвращается к единице) и времени до выравнивания частоты развития нарушения в обеих когортах.

Также был выполнен анализ числа лиц в каждой возрастной группе, у которых наступил смертельных исход после выявления нарушения со стороны психики или нервной системы. Помимо этого, было проведено сравнение подобранных когорт участников с инфекцией, вызванной вирусом SARS-CoV-2, до и после появления альфа- (B.1.1.7), дельта- (B.1.617.2) и омикрон-штамма (B.1.1.529) вируса.

За период исследования были выявлены 1 487 712 пациента с установленным диагнозом COVID-19. Для 1 284 437 из них (185 748 детей, 856 588 взрослых и 242 101 лицо пожилого возраста; общий средний возраст: 42,5 года (СО: 21,9); 741 806 (57,8 %) женщины и 542 192 (42,2 %) мужчины) в соответствующем количестве были подобраны лица с другим респираторным заболеванием.

В общей когорте были выявлены статистически значимые различия профилей риска развития нарушений после COVID-19. За исключением паркинсонизма, синдрома Гийена — Барре, нарушений со стороны нервных корешков, нервов и сплетений и энцефалита, через 6 месяцев по большинству нарушений ОР было существенно больше единицы, при этом временной горизонт риска и время до выравнивания частоты значимо различались.

Риск развития частых нарушений со стороны психики вернулся к исходному уровню через 1-2 месяца (риск развития нарушений настроения через 43 дня, риск развития тревоги через 58 дней) и затем сравнялся с риском в подобранной контрольной выборке (риск развития нарушений настроения через 457 дней, риск развития тревоги через 417 дней). В конце 2-летнего периода наблюдения риск развития судорожных приступов/эпилепсии, психоза, деменции и когнитивного дефицита (также называемого «мозговым туманом») оставался повышенным.

Динамика изменения риска у детей после инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, отличалась от таковой у взрослых. Через 6 месяцев после COVID-19 повышенный риск развития тревоги (ОР: 1,02) и нарушений настроения (1,00 (0,94-1,06]) у детей не наблюдался. Однако присутствовал повышенный риск развития судорожных приступов/эпилепсии, психоза, нарушений со стороны нервных корешков, нервов и сплетений, ишемического инсульта, внутричерепного кровоизлияния, бессонницы и когнитивного дефицита (ОР в диапазоне от 1,20 (1,09-1,33) до 2,16 (1,46-3,19)).

В отличие от взрослых у детей временной горизонт риска и время до выравнивания частоты появления когнитивного дефицита имели предел (75 и 491 день соответственно). Число пациентов пожилого возраста, у которых наступил смертельный исход после выявления нарушения со стороны психики или нервной системы, особенно деменции, эпилепсии или судорожных приступов, во всех когортах исследования было сопоставимым. До и сразу же после появления альфа-штамма вируса (n = 47 675 в каждой группе) профили риска не различались.

После появления дельта-штамма вируса (n = 44 835 в каждой когорте) по сравнению с периодом до его появления повысился риск развития ишемического инсульта, судорожных приступов/эпилепсии, когнитивного дефицита, бессонницы и тревожных расстройств. Это сопровождалось повышением уровня смертности. После появления омикрон-штамма вируса (n =39 845 в каждой когорте) уровень смертности снизился по сравнению с периодом до его появления. При этом риск развития нарушений со стороны психики и нервной системы остался таким же.

По результатам анализа было установлено, что повышение риска развития тревоги и нарушений настроения было временным. При этом при сравнении с данными лиц с другими респираторными заболеваниями повышения частоты развития этих нарушений выявлено не было. Напротив, повышенный риск развития психоза, когнитивного дефицита, деменции и эпилепсии/судорожного приступа сохранялся на протяжении всего исследования. Различие динамики изменения риска развития этих нарушений указывает на их разный патогенез. По сравнению со взрослыми и пожилыми лицами у детей отмечают более благоприятный общий профиль риска развития нарушений со стороны психики. Однако сохранение повышенного риска развития некоторых нарушений вызывает опасения.

Тот факт, что во время преимущественного распространения дельта- и омикрон-штаммов вируса нарушения со стороны психики и нервной системы были сходными, указывает на то, что нагрузка на систему здравоохранения может сохраняться, даже если все прочие характеристики этих штаммов являются более благоприятными. Полученные в этом исследовании результаты позволяют лучше понять риски развития нарушений со стороны психики и нервной системы после перенесения инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2, на индивидуальном и популяционном уровнях, и предпринимать соответствующие меры по их снижению.

Источник:

Lancet Psychiatry

Публикация:

Neurological and psychiatric risk trajectories after SARS-CoV-2 infection: an analysis of 2-year retrospective cohort studies including 1 284 437 patients

Авторы:

Maxime Taquet и соавт.

Комментарии (0)

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы ru en ua
Попробуйте поиск по словам: