Подвариант "омикрона" - XBB.1.5 "кракен" является самым трансмиссивным из уже известных, ввиду этого Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ожидает рост числа заражений COVID по всему миру.
5 января 2020 года, Департамент зоонозов Национального института по контролю и профилактике инфекционных заболеваний (Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний) объявил о выделении нового коронавируса, вызвавшего волну респираторных заболеваний. 30 января ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
3 года пандемии показали, что ответные меры бывают порой неадекватны и фрагментарны. И 2023 год не пророчит окончания пандемии, скорее наступает новая фаза заболеваемости, требующая пристального внимания.
7 декабря в Китае на фоне многочисленных протестов против ограничительных мер были отменены большие из них. В результате китайцы с легким или бессимптомным заболеванием могли находиться на карантине дома, поездки в общественных местах больше не ограничивались электронными медицинскими картами, а блокировки теперь были узконаправленными и больше не затрагивали целые муниципальные районы или города, и смягчались через 5 дней после выявления заболевания. Кроме того, с 8 января люди снова смогли путешествовать по миру.
Этот шаг вызвал быстрое заражение миллионов китайцев в декабре 2022 года. В итоге возникла большая нагрузка на систему здравоохранения. Многие пожилые люди умирали. Хотя по официальным данным смертность не была связана с COVID-19, так как китайские власти скрыли информацию о количестве инфекций, госпитализаций в том числе в реанимацию. По всей видимости, Китай и его население вступают в опасную и сложную фазу, и это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, уровень вакцинации, особенно пожилых людей, недостаточен. По данным Национальной комиссии здравоохранения Китая, на конец ноября только 69% лиц в возрасте 60 лет и старше, 40% лиц в возрасте 80 лет и старше прошли курс из двух прививок и бустерной вакциной с китайской лицензией, которая к тому же не вырабатывает иммунитет конкретно против преобладающих вариантов омикрона.
Во-вторых, китайский Новый год по лунному календарю приходится на 22 января, что предполагает волну поездок по стране, в частности в сельские районы, где система здравоохранения слабее и где проживает много пожилых людей с сопутствующими заболеваниями.
В-третьих, международное сообщество, потребовало от китайцев наличие отрицательного теста на SARS-CoV-2 перед поездкой. Более десятка стран уже ввели обязательное тестирование приезжающих из Китая, ссылаясь на отсутствие прозрачности в поступающей из Пекина ковидной статистике. Этот шаг был сочтен Европейским центром профилактики и контроля заболеваний ненужным, поскольку варианты, наблюдаемые в Китае, а именно подварианты омикронов BA.5.2 и BF.7, циркулируют в Европе и в других местах среди населения, которое в настоящее время имеет высокие уровни иммунитета. Хотя меры предосторожности понятны, и следует широко поощрять мониторинг вариантов и обмен данными. Выделение китайских путешественников контрпродуктивно и может иметь непредвиденные последствия.
Более тревожным подвариантом омикрона, за которым следует внимательно следить, является XBB.1.5. Этот вариант считается наиболее иммуноуклончивым, поскольку иммунитет, выработанный в результате вакцинации или заражения, как представляется, менее эффективно защищает от него.
Вместо того, чтобы ожидать окончания пандемии и ослаблять бдительность, необходимо сохранять бдительность, поощрять максимальную прозрачность в отчетности о случаях, госпитализации и смертности и ускорить совместный надзор за тестированием новых вариантов и вакцинацией.
Пандемия далека от завершения.
The Lancet
The COVID-19 pandemic in 2023: far from over
Комментарии (0)