Прием безрецептурных витаминных препаратов в предзачаточный период и во время беременности обеспечивает снижение маркеров дефицита микронутриентов и поддержание более высоких концентраций витамина В12 в плазме крови у матерей в период грудного вскармливания.
В исследовании, проведенном Keith M. Godfrey и соавт., было установлено, что прием безрецептурных добавок обеспечивает статистически значимое снижение частоты выявления дефицита микронутриентов до и во время беременности. Кроме того, это обеспечивает поддержание более высоких концентраций витамина В12 в плазме крови у матерей в течение периода грудного вскармливания рекомендуемой продолжительности. Цель исследования состояла в изучении долгосрочной динамики изменения концентрации витаминов у матерей, начиная с предзачаточного периода, на ранних и поздних сроках беременности, а также в течение 6 месяцев после родов. Кроме того, изучали влияние приема витаминных добавок.
В анализ дополнительной конечной точки, проводимый в рамках двойного слепого рандомизированного контролируемого исследования NiPPeR, были включены 1729 женщин в возрасте от 18 до 38 лет, которые планировали беременность. Участниц рандомизировали в группы применения стандартной витаминной добавки (контрольная группа; n = 859) или улучшенной добавки (группа вмешательства; n = 870), начиная с предзачаточного периода, и во время беременности. Добавки включали такие стандартные компоненты, как бета-каротин, фолиевая кислота, кальций, железо и йод. Группа вмешательства дополнительно получала такие компоненты, как витамин B6, рибофлавин, витамины B12 и D, пробиотики, миоинозитол и цинк.
Основной конечной точкой исследования была толерантность к глюкозе на 28-й неделе беременности, которую определяли с помощью орального глюкозотолерантного теста. Дополнительной конечной точкой было снижение выраженности дефицита микронутриентов у матерей, в частности витамина D, рибофлавина, витамина B6 и витамина B12 как до, так и во время беременности. Концентрацию в плазме крови витамина D, витаминов группы B и маркеров, указывающих на недостаточность или дефицит микронутриентов (таких как соотношение гидроксикинуренина, гомоцистеин, метилмалоновая кислота) у матерей измеряли в следующих временных точках: на момент включения в исследование, через один месяц после начала вмешательства в предзачаточный период, на ранних сроках беременности (7–11 недель), на поздних сроках беременности (около 28 недель) и после родов (через шесть месяцев после прекращения приема добавок).
Для сравнения различий между контрольной группой и группой вмешательства был проведен анализ динамики изменений с использованием индекса стандартного отклонения (SDS). После включения в исследование у участниц был выявлен дефицит различных витаминов: у 29,2 % участниц наблюдалась пограничная или низкая концентрация фолиевой кислоты (<13,6 нмоль/л), у 7,5 % (<5 нмоль/л) и 82,0 % (≤26,5 нмоль/л) — рибофлавина, у 9,1 % — витамина B12 (<221 пкмоль/л) и у 48,7 % — витамина D (<50 нмоль/л). По этим показателям статистически значимых различий между группами исследования выявлено не было. На момент включения в исследование у 90 % участниц был выявлен дефицит или сниженная концентрация одного или нескольких из указанных витаминов. В контрольной группе концентрация рибофлавина в плазме крови снижалась как на ранних, так и на поздних сроках беременности, при этом концентрация 25-гидроксивитамина D на ранних сроках беременности оставалась стабильной.
Концентрация витаминов B6 и B12 в плазме крови во время беременности стабильно снижалась, достигая значений, более чем на 1 SDS ниже исходных к 28-й неделе беременности. У 54,2 % участниц в контрольной группе была зарегистрирована низкая концентрация витамина B6 (<20 нмоль/л) на поздних сроках беременности. Через один месяц приема добавки у участниц из группы вмешательства были выявлены статистически значимо более высокие концентрации компонентов добавки в плазме крови по сравнению с контрольной группой (см. таблицу 1).
В группе вмешательства было выявлено снижение маркеров дефицита витаминов, при этом распространенность недостаточности витамина D (<50 нмоль/л) на поздних сроках беременности была значимо ниже по сравнению с контрольной группой (8,5 % и 35,1 % соответственно). Кроме того, даже через 6 месяцев после родов концентрация витамина B12 в плазме крови в группе вмешательства оставалась на более высоком уровне по сравнению с контрольной группой, с повышением на 0,30 SDS (0,14 –0,46).
Более чем у 90 % участниц исследования была выявлена пограничная или низкая концентрация рибофлавина, фолиевой кислоты, витамина D или витамина B12 в предзачаточный период, при этом у значительного числа участниц имелись маркеры, указывающие на дефицит витамина B6, на поздних сроках беременности. Таким образом, применение безрецептурных добавок до и во время беременности обеспечивает статистически значимое снижение риска развития дефицита витаминов. Это также помогает поддерживать более высокие концентрации витамина B12 в плазме крови у матерей в период грудного вскармливания.
Plos Medicine
Maternal B-vitamin and vitamin D status before, during, and after pregnancy and the influence of supplementation preconception and during pregnancy: Prespecified secondary analysis of the NiPPeR double-blind randomized controlled trial
Keith M. Godfrey и соавт.
Комментарии (0)