У пациентов с болью в шее виртуальная реальность — полезный нефармакологический метод лечения боли.
Результаты систематического обзора и метаанализа, опубликованные в журнале Journal of Medical Internet Research, указывают на потенциальную эффективность виртуальной реальности в отношении снижения интенсивности боли в шее (цервикалгии). Целью исследования был анализ оригинальных рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), демонстрирующих эффективность виртуальной реальности при боли в шее, и доказательство эффективности клинического использования новой альтернативной стратегии лечения боли.
Поиска соответствующей литературы проводили в девяти электронных баз данных. В анализ были включены РКИ на китайском или английском языках, в которых описывалось лечение пациентов с болью в шее при помощи виртуальной реальности. Оценку достоверности доказательств и методологического качества проводили с использованием системы классификации, оценки, разработки и экспертизы рекомендаций (GRADE) и инструмента Кокрейновского сотрудничества для оценки систематической ошибки выраженности боли в спине и шее соответственно.
В окончательный анализ было включено 8 исследований с 382 участниками. С точки зрения оценки интенсивности боли, лечение посредством виртуальной реальности превосходило контрольную терапию со стандартизированной средней разницей (ССР): -0,51 (оценка GRADE: умеренная) и общей объединенной величиной эффекта: 0,51. Анализ в подгруппах выявил существенные различия в выраженности боли при мультимодальном вмешательстве (виртуальная реальность + другие виды терапии) по сравнению с другими вмешательствами (ССР: -0,45; оценка GRADE: умеренная). Кроме того, лица с хронической болью в шее, получавшие вмешательство с применением виртуальной реальности (ССР: -0,70; оценка GRADE: умеренная), и пациенты, получавшие лечение в исследовательском центре или клинике (ССР: -0,52; оценка GRADE: умеренная), сообщили о лучшем анальгетическом эффекте по сравнению с контролем.
В отношении других показателей здоровья, пациенты в группе применения виртуальной реальности отличались более высокой кинематической функцией (средняя и пиковая скорость, диапазон движений в шейном отделе), меньшим ухудшением самочувствия и меньшей кинезиофобией. Последующего влияния виртуальной реальности на интенсивность боли и ухудшение самочувствия выявлено не было. Таким образом, эта многообещающая технология демонстрирует преимущества мультимодального вмешательства у лиц, с хронической болью в шее, и терапии виртуальной реальностью, проводимой в клинике или исследовательском центре.
Journal of Medical Internet Research
Virtual Reality Intervention for Patients With Neck Pain: Systematic Review and Meta-analysis of Randomized Controlled Trials
Qifan Guo и соавт.
Комментарии (0)