Применение технологии виртуальной реальности эффективно облегчает боль и снижает уровень тревоги при проведении венопункции у детей в возрасте 7–12 лет.
Результаты недавнего многоцентрового рандомизированного клинического исследования свидетельствуют в пользу применения технологии виртуальной реальности (ВР) в качестве отвлекающего метода для облегчения боли и тревоги, связанных с плановым взятием образцов крови у детей в возрасте 7–12 лет. Исследование, проведенное в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и больницах, позволило раскрыть потенциал технологии виртуальной реальности в качестве перспективного инструмента для рутинного сбора образцов крови в педиатрической практике.
В рамках исследования 83 ребенка разделили на две группы: экспериментальную группу, участникам которой были предоставлены шлемы ВР (n = 43), и контрольную группу, участники которой получали стандартную медицинскую помощь (n = 40). Уровни боли оценивали с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ), а тревогу — с помощью Гронингенской шкалы дистресса. Кроме того, в ходе исследования измеряли уровень тревоги медсестер и оценивали удовлетворенность семей с использованием числовых шкал с диапазоном оценок от 1 до 10.
В группе ВР были зарегистрированы значимые результаты. Значительна доля детей в группе ВР сообщила только о слабой боли во время взятия образца крови по сравнению с контрольной группой (р = 0,012) (см. таблицу 1).
В группе ВР у 93 % детей было отмечено отсутствие тревоги или тревога легкой степени (оценка 1–2) по сравнению с 72 % в контрольной группе (р = 0,08). Несмотря на отсутствие статистической значимости, этот результат представляется перспективным. Удовлетворенность семьи стала ключевым показателем успеха вмешательства ВР: у 93 % участников группы ВР оценка удовлетворенности составила ≥9/10, превысив 72,5 %, зарегистрированные в контрольной группе (P = 0,026). Следует отметить, что оценка тревоги медперсонала была стабильно ниже 5 в более чем 90 % случаев, без выраженных различий между группами исследования (р = 0,13).
В заключение следует отметить, что при применении виртуальной реальности во время венопункции наблюдалось статистически значимое снижение интенсивности боли, которую испытывают дети, а также повышение уровня удовлетворенности их семей. Такое инновационное применение технологии ВР представляет собой перспективный вариант расширения общепринятой практики взятия крови у детей, свидетельствуя о возможности более широкой интеграции в практику здравоохранения. Эти результаты способствуют увеличению объема данных, подтверждающих положительное влияние ВР при проведении медицинских вмешательств в детской популяции.
Anales de Pediatría
Usefulness of virtual reality in the management of pain associated with venepuncture: a multicentre randomized clinical trial
Raquel Gil Piquer и соавт.
Комментарии (0)