Француз Рене Теофил Гиацинт Лаэннек вошел в историю медицины как изобретатель стетоскопа. Он не только самостоятельно сделал первый в мире прибор для проведения аскультации, но еще и усовершенствовал саму процедуру исследования, описав разные шумы в организме и причины, которые эти шумы вызывают.
До внедрения стетоскопа в клиническую практику врачи слушали сердечные шумы, легочные хрипы и другие звуки, образующиеся в процессе работы организма, просто прижимаясь к груди пациента ухом. Это было далеко не всегда удобно. Особенно если речь шла о медобследовании женщины – нравы и границы дозволенного в прошлые века были совершенно иными.
Отклонение от «стандартной» общепринятой методики стало для Лаэннека вынужденной мерой: его пациенткой стала молодая женщина с избыточным весом. Она страдала от проблем с сердцем, однако обследовать ее не представлялось возможным – это было непросто и не совсем уместно. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, Лаэннек, осматривавший ее в 1816 году, свернул лист бумаги в цилиндр, один конец которого он приложил к груди пациентки, а другой – к собственному уху (1). Удары сердца и шумы в нем так были слышны гораздо лучше, чем при «традиционной» аускультации.
На следующий день он обследовал таким образом всех пациентов, которые тогда лечились в больнице Неккера, где работал Лаэннек. Услышать таким способом удавалось гораздо больше, а сами звуки были куда более разнообразными, чем считалось ранее.
Стало ясно, что бумажный цилиндр – это лишь временное решение, а потому врач решил создать более долговечное устройство. Он пробовал разные материалы, отказавшись от стекла, которое сильно охлаждалось. Контакт такого инструмента с кожей был бы неприятен для пациента. В конечном счете врач остановился на ореховом дереве, из которого он самостоятельно выточил на токарном станке трубку для выслушивания (2). Прибор имел длину около 30 см, а диаметр – примерно 4 см. Назывался он сначала достаточно безыскусно – «цилиндр», а затем уже получил более научное название «стетоскоп», состоящее из греческих слов stethos – грудь и skopeo – смотреть. Сам Лаэннек неофициально называл свое изобретение «батоном» (ну, «батон», это почти любая палочка по-французски)
Первой пациенткой, которую Лаеэннек «официально» выслушал с помощью нового прибора, презентация которой состоялась 8 марта 1817 года, стала Мари-Мелани Бассе. Во время первых осмотров, кроме больных и врача, присутствовали и другие медики. Их задачей было следить, что Лаэннек не жульничает и обследует пациентов только стетоскопом, не прибегая к «традиционной» аускультации.
Мадам Бассе задыхалась, была чрезвычайно слаба. Стетоскопическое обследование указывало на отек легких. Лечить это состояние не умели, пациентка умерла. Вскрытие подтвердило поставленный с использованием стетоскопа диагноз. Именно результаты вскрытия в те годы использовались в качестве основного способа подтверждения диагноза в сложных случаях. Лаэннек набирал все больше клинических данных, связывая те или иные шумы с болезнями.
Он сумел заново создать подход к диагностике заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, описав огромное количество разнообразных шумов и связав их с болезнями. Так, например, он первым обратил внимание на синдром кошачьего мурлыканья, характерный для митрального стеноза, металлическое звяканье при пиопневмотораксе.
Прибор был презентован во французской Академии наук. Научное сообщество приняло его с восторгом, большинство врачей с удовольствием начали применять новинку в своей практике. Однако были и те, кто относился к стетоскопу с подозрением и не доверял получаемым результатам – слушали они только «по-старинке». Пациентам, впрочем, «цилиндр» нравился – некоторым, кажется, делалось лучше только от одного того факта, что их обследовали с помощью новомодного устройства.
Лаэннек быстро разбогател и стал знаменит. В 1819 году он опубликовал научный труд под названием «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом способе исследования» (3).
Врачи приобретали как руководства по использованию, так и сами приборы. По некоторым сведениям, все эти стетоскопы сделал сам Лаэннек. Постепенно стоимость его вызова к пациенту увеличилась до астрономических сумм, причем в том случае, если пациент выздоравливал, гонорар увеличивался в 10 раз.
Одним из диагнозов, который часто «слышал» Лаэннек, был туберкулез. Задолго до выявления причины болезни он описал разные формы туберкулеза, доказав, что они имеют сходное происхождение. Сам термин «туберкулез» также был введен им.
Однако, несмотря на те знания, которыми он обладал, трагическое стечение обстоятельств сделало и его самого жертвой этой болезни. Лаэннек игнорировал самые очевидные признаки заболевания и не верил другим врачам, в том числе своим ученикам, которые выявляли у него характерные для болезни шумы. Достигнув славы в расцвете лет, врач умер 45-летним в 1826 году, впрочем, навсегда вписав свое имя в историю медицины.
Источники:
1. «Человек по ту сторону стетоскопа»: биография Лаэннека
Ксения Скрыпник, кандидат биологических наук
Комментарии (0)