Сегодня совершенно очевидно, что анестезия – как местная, так и общая – не роскошь, а необходимое условие для комфортного проведения многих медицинских процедур. Однако до середины XIX века обезболивание отсутствовало как факт, что причиняло пациентам невыносимые страдания.
Сегодня совершенно очевидно, что анестезия – как местная, так и общая – не роскошь, а необходимое условие для комфортного проведения многих медицинских процедур. Однако до середины XIX века обезболивание отсутствовало как факт, что причиняло пациентам невыносимые страдания.
Первая операция под наркозом состоялась 16 октября 1846 года. Ее провел американец Уильям Мортон. Он происходил из семьи фермеров и с ранних лет интересовался медициной. У его родителей не хватало средств несколько лет оплачивать обучение на врача, поэтому было решено быстренько выучиться на дантиста. Основной навык, которым в те годы должен был обладать стоматолог – удаление зубов. О сложных операциях речи чаще всего не шло.
Впрочем, Мортон оказался опытней многих своих коллег – колледж, в котором он учился, давал более фундаментальную подготовку, чем большинство других учебных заведений. Вскоре после выпуска новоиспеченный стоматолог объединился с другим молодым врачом – Хорасом Уэллсом, вместе они открылисвое собственное дело.
Они пытались сделать стоматологические процедуры более комфортными, став пионерами в испытаниях наркоза. В 1845 году Уэллс попробовал использовать для этих целей веселящий газ, причем операцию решил провести публично. Его ждал полный провал: пациент громко кричал, ни о каком комфорте не было и речи, а Уэллса обвинили в шарлатанстве. Вскоре выяснилось, что пациент кричал от страха, а не от боли, но доказать это общественности было нереально.
Мортон решил изучить обезболивающие свойства других веществ, обратив внимание на диэтиловый эфир. Сперва он испытал его на животных – для этих целей пришлось «рекрутировать» питомцев, обитавших у Мортона дома. После этого добровольцем стал он сам: после вдыхания газа, он потерял сознание на несколько минут – врач заключил, что этого времени вполне достаточно для того, чтобы вырвать зуб без боли или провести небольшую операцию.
Шанс испытать средство на реальном пациенте представился в сентябре 1846 года. Испытуемым стал юноша по имени Эбен Фрост, которому требовалось удаление сосудистой опухоли с шеи. Анестезия сработала успешно (см. прим. 1), а сам пациент был счастлив, что ничего не почувствовал.
Вскоре об успехе Мортона узнали другие пациенты и многие врачи. Стоматологу предложили провести публичную операцию с использованием его средства. Именно она состоялась в середине октября (см. прим. 2), став важной вехой в современной анестезиологии. Мортон не был готов признаться, что использует в качестве наркоза самый обычный эфир, а потому говорил, что эффект связан с применением «летеона», открытого им газа.
Впрочем, состав «летеона» скоро раскрылся, запатентовать его как средство для наркоза не вышло. Врачи в разных странах начали использовать эфир для обезболивания, а Уильям Мортон, желавший обогатиться на своем открытии, не получил никакой прибыли.
Врач, изменивший хирургию и анестезиологию, тяжело переживал произошедшее. Он хотел достатка, но получил лишь известность, которой не смог воспользоваться. Мортон умер в нищете в 1868 году. На его памятнике на кладбище Маунт-Оберн написано (см. прим. 3) «Уильям Т. Г. Мортон, изобретатель и создатель анестезирующих ингаляций, благодаря которому боль в хирургии удалось предупредить и уничтожить, до которого хирургия всегда была ужасом, после которого наука смогла взять боль под контроль».
Примечания:
Ксения Скрыпник, кандидат биологических наукСегодня совершенно очевидно, что анестезия – как местная, так и общая – не роскошь, а необходимое условие для комфортного проведения многих медицинских процедур. Однако до середины XIX века обезболивание отсутствовало как факт, что причиняло пациентам невыносимые страдания.
Комментарии (0)