Дайджест новостей июля-2023 Дайджест новостей июля-2023

Команда Medznat старается не пропускать важных новостей в медицине и смежных областях. Ниже – три любопытных истории текущего июля, которые нам показались любопытными: о злокачественных клетках в прозрачных мышах, о молекуле против старения и витамине D против инфаркта.

Ученые сделали мышей прозрачными, чтобы ставить опыты было удобней

Немецкие исследователи предложили новый метод (см. прим. 1) новый метод, который позволит больше узнать о строении тканей и внутренних органов, а также будет полезным при исследовании действия противоопухолевых препаратов.

Мыши – популярный объект для оценки эффективности новых лекарств, а тестирование на грызунах – важный этап, который нередко предшествует клиническим исследованиям на людях. В основном ученые используют генетически модифицированных животных, несущих определенные мутации, либо следят за распределением в теле грызунов определенных маркеров, связанных с тестируемым препаратом. Каждый из этих методов, несмотря на широкое распространение, имеет свои недостатки, например, на выведение модифицированных мышей требуется немало времени.

Технология, которая создана немецкими учеными, называется wildDISCO. Сперва исследователи, используя «химический коктейль», смогли убрать жир и пигменты из всех тканей мышей, сделав их прозрачными и превратив их в так называемое «биологическое стекло». Затем в тело животных вводили растворы антител, соединенных с флуоресцентными метками. После их распределения внутри тканей и органов, можно было в мельчайших подробностях рассмотреть их строение.

Методика позволила увидеть даже крошечные опухоли, которые сложно или почти невозможно увидеть с помощью МРТ или ПЭТ. Такие скопления раковых клеток могут оставаться незамеченными при лечении рака, но именно они становятся причиной рецидива даже после вполне успешного излечения. WildDISCO позволит не только находить эти клетки, но и точечно воздействовать на них с помощью препаратов.

Пока ученые протестировали свою методику лишь на мертвых животных, показав принципиальную возможность подобных исследований. Они, впрочем, надеются, что в обозримом будущем применять ее можно будет и на живых грызунах, а также на людях.

Искусственный интеллект обнаружил самую перспективную молекулу против старения

Поиск «лекарств от старости», так называемых сенолитиков, занимает умы многих ученых, в последнее время к этому процессу подключили искусственный интеллект, который значительно ускоряет процесс.

Сенолитики действуют на сенесцентные клетки – то есть те, которые еще сохраняют жизнеспособность, но уже утратили способность делиться. Считается, что увеличение числа этих клеток – тот самый фактор, который «виновен» во множестве хронических заболеваний, включая рак и диабет 2 типа. Ликвидация сенесцентныхклеток «омолаживает» организм и снижает риск развития заболеваний.

Пока, впрочем, практически все эксперименты с сенолитиками – сейчас известно около 80 таких препаратов – проводятся на мышах. На людях протестировано лишь два из них –дасатиниб и кверцетин. Поиск и проверка эффективности этих препаратов потребовали огромных финансовых и временных затрат, а потому ученые, изучающие сенолитики, стремятся всеми силами удешевить и ускорить этот процесс.

На помощь им приходит искусственный интеллект, который способен в кратчайшие сроки анализировать различные молекулы и соединения, чтобы выбрать среди них те, которые скорее всего будут обладать необходимыми свойствами.

Команда ученых Эдинбургского университета совместно с испанскими коллегами разработали специальнубюмодель (см. прим. 2), используя которую искусственный интеллект, изучив более 4000 соединений, за 5 минут выбрал те, которые потенциально могут обладать сенолитическими свойствами.

Авторы изучили действие выбранных молекул на здоровые и сенесцентные клетки, выбрав из них три, которые уничтожали последние наиболее эффективно. Наилучшие результаты показало соединение олеандрин, которое авторы признали лучшей анти-эйдж молекулой.

Сейчас все три соединения проверяются на человеческих тканях, авторы планируют, что хотя бы одно из них в будущем станет настоящим лекарством, которое будут применять в клинической практике.

Витамин D снижает риск инфаркта

О пользе витамина D для сердечного здоровья известно немало, однако, результаты недавних исследований показывают, что прием этого витамина действительно важен для сердца.

Ученые из Австралии опубликовали (см. прим. 3) данные одного из самых крупных исследований, посвященных этой теме: они уверяют, что витамин D снижает риск возникновения инфаркта. К таким выводам они пришли после наблюдения за здоровьем более 21 000 добровольцев в возрасте от 60 до 84 лет.

Одни участники в течение пяти лет принимали плацебо, а другие пили витамин D: это позволило на 19% снизить вероятность возникновения инфаркта. Эффект был более выраженным у тех, кто кроме витамина D принимал статины и другие прописанные врачом кардио-препараты. На рисках инсульта прием витамина никак не отразился.

Пока неясно, как именно витамин D влияет на сердечно-сосудистую систему – это только предстоит выяснить. Кроме того, они предостерегают пациентов от самолечения: назначать добавки в правильной дозировке и форме должен специалист.

Примечания:

1. Публикация немецких ученых в Nature (на английском языке)
  2. Искусственный интеллект за 5 минут сделал выборку из 4000 (на английском языке)
  3. Результаты плацебо-контролируемого исследования снижения риска сердечного приступа при приеме витамина D в возрастной группе от 60 до 84 лет (на английском языке)