Дайджест новостей июля-2024

Дайджест новостей июля-2024 Дайджест новостей июля-2024

Команда «Медзнат» стремится не упускать важных новостей в медицине и областях знания и знакомит постоянных читателей с актуальными исследованиями, прорывами и достижениями. В июле ученым удалось достичь успехов в разработке лечения от волчанки, восстановлении после инсульта и найти корреляцию между фруктами в рационе и депрессией в пожилом возрасте.

Лекарство от волчанки может появиться уже в ближайшие годы

Системная красная волчанка – хроническое аутоиммунное заболевание. Из-за разнообразия симптомов диагноз не всегда удается установить своевременно, что приводит к недугу, прогрессирующему день за днем и ухудшающему состояние пациента. Существующие подходы к лечению наиболее эффективны на ранних стадиях, если же болезнь «поймана» достаточно поздно, вызванное ей поражение внутренних органов, например, почек, может оказаться смертельным.

О природе болезни наука пока знает недостаточно. Известно, что организм по непонятным причинам вырабатывает множество аутоантител, действие которых направлено против компонентов клеточного ядра. Основа лечения болезни сегодня –подавление работы иммунной системы, благодаря чему снижается выработка антител против собственных тканей и клеток организма. Однако такая терапия сопровождается неприятными побочными эффектами и далеко не всегда помогает пациентам. Команде исследователей из Северо-западного университета удалось (1) идентифицировать специфический иммунный путь, который, как считают ученые, является критической точкой в возникновении волчанки. Нарушение в работе этого пути провоцирует заболевание, а корректировка этих нарушений помогает подавить аутоиммунные реакции в организме.

Пока они протестировали свою гипотезу в ходе опытов in vitro: в образцы крови, взятые у пациентов с волчанкой, они добавляли активаторы арил-гидрокарбонового рецептора (AHR), неполноценная работа которого лежит в основе заболевания. Это приводило к снижению популяции периферических Т-хелперов, повышенная выработка которых и провоцировала запуск аутоиммунных реакций.

В ближайшее время ученым предстоит выяснить, насколько долговечны эти эффекты, а затем приступить к созданию препарата, который сможет буквально изменить жизни миллионов пациентов, страдающих волчанкой.

Обнаружены белки, отвечающие за скорость восстановления после инсульта

Инсульты входят в число самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний в мире, являясь также одной из самых частых причин преждевременной смерти. Команда исследователей из Школы общественного здоровья при Бостонском университете и ряда других научных заведений идентифицировала (2) молекулярные маркеры, определив концентрацию которых, можно оценить скорость восстановления пациента после инсульта и риск развития сердечно-сосудистых катастроф, вскоре после него. Это поможет выявить пациентов из группы повышенного риска, тех, кому требуется усиленное внимание специалистов.

Речь идет о белках CCL27 и TNFRSF14 – их выработка провоцирует воспаление, а также повторные сердечно-сосудистые катастрофы. Обнаружить их получилось после анализов, взятых у 93 000 человек, перенесших инсульт: практически каждый второй из них (45 000) перенес инсульт повторно вскоре после первого.

Авторы полагают, что в перспективе они смогут разработать таргетную терапию, влияющую конкретно на эти белки. Новые лекарства помогут предотвратить повторные инсульты и другие нарушения в работе сердца, что поможет пациентам быстрее восстановиться и вернуться к нормальной жизни.

Ученые советуют есть больше фруктов, чтобы не заполучить депрессию в пожилом возрасте

Команда исследователей из Сингапура уверяет (3), что питание в 30-40 лет определяет ментальное здоровье и самочувствие в пожилом возрасте – и ученые призывают позаботиться о себе прямо сегодня (на самом деле, никогда не поздно начать!)

Для того чтобы снизить риск развития депрессии, когнитивных нарушений, не лишиться удовольствия от жизни и не заработать проблем с концентрацией внимания, бессонницей, потерей аппетита и т. п., они советуют есть больше фруктов. Авторы взяли данные о здоровье и самочувствии 13 738 людей, собранные за несколько десятков лет, проанализировали их и пришли к выводу, что потребление фруктов действительно снижало шанс развития депрессии в старости. У тех, кто ел не менее трех порций фруктов в день, вероятность была ниже на 21% по сравнению с теми, кто съедал менее одной порции.

Среди фруктов, за которыми был «замечен» позитивный эффект – апельсины, мандарины, бананы, дыня, яблоки, арбузы. В них много антиоксидантов и соединений, обладающих противовоспалительными свойствами. Овощи, уверяют авторы, такого действия не оказывали.

Исследователи советуют людям в возрасте от 40 до 65 лет добавлять к каждому приему пищи цитрусы, бахчевые, яблоки или бананы, а тем, кто страдает диабетом, обращать внимание на фрукты с низким гликемическим индексом.

Ученые обнаружили возможную причину возникновения красной волчанки