У детей и подростков с болью в животе когнитивно-поведенческая терапия снижает интенсивность боли и улучшает качество жизни.
Согласно результатам систематического обзора и метаанализа рандомизированных контролируемых исследований, когнитивно-поведенческая терапия повышает качество жизни, снижая интенсивность боли, общие социальные издержки, желудочно-кишечные симптомы, депрессию и беспокойство у лиц с болью в животе. Целью исследования было изучение эффективности когнитивно-поведенческой терапии при функциональной боли в животе у детей, рецидивирующей боли в животе неустановленной этиологии или хронической боли в животе.
Поиск соответствующих рандомизированных контролируемых исследований выполняли в базах данных Embase и PubMed, а также Кокрейновской библиотеке. Всего в анализ было включено 10 исследований (n = 872). Были собраны данные о двух основных и четырех дополнительных конечных точках и проведена оценка методологического качества исследований. Для оценки одной и той же конечной точки использовали стандартизированную разность средних (СРС), установив точность величины эффекта как 95 % доверительный интервал.
Был установлен статистически значимый благоприятный эффект когнитивно-поведенческой терапии на снижение интенсивности боли сразу (СРС: –0,54), через 3 месяца (СРС: –0,55) и через 12 месяцев (СРС: –0,32). Терапия также обеспечивала снижение тяжести желудочно-кишечных симптомов, беспокойства и депрессии, сокращение общих социальных издержек и улучшением качество жизни.
Когнитивно-поведенческая терапия представляется перспективным методом лечения рецидивирующей и функциональной боли в животе у подростков и детей. Необходимы дальнейшие исследования для сравнения различных стратегий проведения когнитивно-поведенческой терапии, а также единообразных методов лечения в контрольной группе.
Cognitive Behaviour Therapy
A systematic review and meta-analysis of randomized control trials: efficacy of cognitive behavioral therapies for the management of functional and recurrent abdominal pain disorders in children and adolescents
Jia-Yi Chena и соавт.
Комментарии (0)