У пациентов с бессонницей и большим депрессивным расстройством применение когнитивно-поведенческой терапии в качестве дополнения к стандартному лечению является эффективным, снижая выраженность бессонницы и симптомы депрессии.
Результаты рандомизированного контролируемого исследования указывают, что применение когнитивно-поведенческой терапии в дополнение к стандартному лечению обеспечивает улучшение эффективности сна, снижение тяжести бессонницы, повышение качества жизни и уменьшение оценки выраженности симптомов депрессии. Цель исследования, проведенного Henny Dyrberg и соавт., состояла в изучении влияния когнитивно-поведенческой терапии бессонницы на выраженность депрессивной симптоматики и характеристики сна в амбулаторных условиях у пациентов с депрессией средней и тяжелой степени и сопутствующей бессонницей.
В рамках исследования 47 пациентов были рандомизированы в группы проведения сеансов стандартной терапии или когнитивно-поведенческой терапии бессонницы один раз в неделю в течение 6 недель. Лечение сочетало в себе групповую терапию и индивидуальное консультирование. В условиях работы с группой соблюдение режима сна может быть особенно трудным, поскольку лицам с депрессией часто требуется дополнительная мотивация для следования рекомендациям по лечению.
Основной конечной точкой в исследовании была оценка индекса выраженности бессонницы (ISI). Дополнительными установленными конечными точками были оценка по опроснику качества жизни Всемирной организации здравоохранения (WHO-5) и результаты полисомнографии, показатель по шкале Гамильтона для оценки депрессии (HAM-D17), оценка по опроснику для выявления дисфункциональных убеждений о сне и данные дневника сна.
Применение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) обеспечило улучшение эффективности сна (средняя стандартная ошибка (СО): от 71,6 до 83,4). Кроме того, по сравнению со стандартным лечением, это также позволило статистически значимо снизить продолжительность пробуждений после наступления сна (в среднем с 54,7 до 19,0 минуты) и индекс выраженности бессонницы (в среднем ISI снизился с 20,6 до 12,1 балла). Задержка в наступлении сна (sleep onset latency, SOL) и общее время сна не изменились. Результаты анализа выраженности симптомов из различных доменов и оценок по другим шкалам позволили подтвердить эти выводы.
Применение КПТ для лечения бессонницы у пациентов с хронической бессонницей и депрессией тяжелой степени способствовало статистически значимому улучшению оценки выраженности симптомов депрессии по шкале HAM-D17, качества жизни по опроснику WHO-5, индекса выраженности бессонницы (ISI) и эффективности сна.
Journal of Clinical Medicine
Cognitive Behavioral Therapy for Chronic Insomnia in Outpatients with Major Depression—A Randomised Controlled Trial
Henny Dyrberg и соавт.
Комментарии (0)