Цель применения дисциплинарного взыскания — не наказание само по себе, а предупреждение нарушений трудовой дисциплины как со стороны самого работника, так и предупреждение других работников от подобных нарушений. Дисциплинарное взыскание призвано восстановить порядок и обеспечить нормальное функционирование организации. Оно направлено на формирование у работников ответственного отношения к своим трудовым обязанностям и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
В конечном итоге целью дисциплинарного взыскания является повышение эффективности труда и достижение целей организации. Однако работодатели часто забывают об истинных целях применения дисциплинарного взыскания, используя его как инструмент давления на работника.
Следует отметить, работники защищены законом от произвола работодателей. Так, статья 192 ТК РФ указывает, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Более того, судам предписано учитывать то, доказал ли работодатель соблюдение при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
То есть опоздание на 5 минут, если оно не повлекло негативных последствий для работодателя, может быть расценено судом как основание для несоразмерного проступку взыскания.
Другой важный момент — порядок применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).
Для применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан запросить (устно или письменно) у работника объяснения. Только после их получения в письменном виде или по истечении двух рабочих дней со дня запроса объяснений работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
Типичным нарушением указанной нормы является применение дисциплинарного взыскания в день запроса объяснений, если он откажется их предоставлять. Действующее законодательство не запрещает работнику предоставить объяснения позже, даже если он первоначально выразил отказ в их предоставлении. Более того, отказ от дачи объяснений не является самостоятельным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Судебная практика по-разному оценивает эти два рабочих дня. Есть несколько позиций о том, как их исчислять:
Чтобы не рисковать, лучше предоставить объяснение на следующий рабочий день после запроса. Однако это право, а не обязанность работника.
Другой важный аспект привлечения к дисциплинарной ответственности — сроки.
Не говоря об исключениях, существует два срока для применения взыскания:
И первичен именно срок обнаружения проступка. То есть руководитель, увидев нарушение, может только в течение месяца привлечь работника к ответственности. А вот не увидел никто и не мог увидеть (стоит помнить, что ответственность и контроль за работником лежит именно на работодателе, и если он недостаточно следит за работником — это его вина, работник от этого не должен страдать), то срок уже 6 месяцев.
Кузнецов Георгий Алексеевич, Росмедконсалтинг, советник по судебной и претензионной работе
Комментарии (0)