Дисциплинарная ответственность :- Medznat
EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Нажимая на кнопку «Отправить сообщение», Вы принимаете условия Пользовательского Соглашения, в том числе касающееся обработки Ваших персональных данных. Подробнее об обработке данных в Политике
Назад

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность Дисциплинарная ответственность

Цель применения дисциплинарного взыскания — не наказание само по себе, а предупреждение нарушений трудовой дисциплины как со стороны самого работника, так и предупреждение других работников от подобных нарушений. Дисциплинарное взыскание призвано восстановить порядок и обеспечить нормальное функционирование организации. Оно направлено на формирование у работников ответственного отношения к своим трудовым обязанностям и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

В конечном итоге целью дисциплинарного взыскания является повышение эффективности труда и достижение целей организации. Однако работодатели часто забывают об истинных целях применения дисциплинарного взыскания, используя его как инструмент давления на работника.

Следует отметить, работники защищены законом от произвола работодателей. Так, статья 192 ТК РФ указывает, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Более того, судам предписано учитывать то, доказал ли работодатель соблюдение при применении к работнику дисциплинарного взыскания общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

То есть опоздание на 5 минут, если оно не повлекло негативных последствий для работодателя, может быть расценено судом как основание для несоразмерного проступку взыскания.

Другой важный момент — порядок применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан запросить (устно или письменно) у работника объяснения. Только после их получения в письменном виде или по истечении двух рабочих дней со дня запроса объяснений работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

Типичным нарушением указанной нормы является применение дисциплинарного взыскания в день запроса объяснений, если он откажется их предоставлять. Действующее законодательство не запрещает работнику предоставить объяснения позже, даже если он первоначально выразил отказ в их предоставлении. Более того, отказ от дачи объяснений не является самостоятельным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Судебная практика по-разному оценивает эти два рабочих дня. Есть несколько позиций о том, как их исчислять:

  • день запроса объяснений считается первым рабочим днем, то есть до конца следующего рабочего дня работник должен предоставить объяснение;
  • день запроса объяснений не засчитывается в срок предоставления объяснения, поэтому у работника есть два полных рабочих дня на предоставление объяснений.

Чтобы не рисковать, лучше предоставить объяснение на следующий рабочий день после запроса. Однако это право, а не обязанность работника.

Другой важный аспект привлечения к дисциплинарной ответственности — сроки.

Не говоря об исключениях, существует два срока для применения взыскания:

  • не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;
  • не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

И первичен именно срок обнаружения проступка. То есть руководитель, увидев нарушение, может только в течение месяца привлечь работника к ответственности. А вот не увидел никто и не мог увидеть (стоит помнить, что ответственность и контроль за работником лежит именно на работодателе, и если он недостаточно следит за работником — это его вина, работник от этого не должен страдать), то срок уже 6 месяцев. 

Авторы:

Кузнецов Георгий Алексеевич, Росмедконсалтинг, советник по судебной и претензионной работе

Комментарии (0)

Рекомендации

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы ru
Попробуйте поиск по словам: