Вакцинация против COVID-19: всеобщая или добровольная?
В России началась общенациональная вакцинация против COVID-19, и врачи вместе с работниками образования и социальной сферы получают прививки в приоритетном порядке. Может ли руководство медицинского учреждения требовать от сотрудников обязательной вакцинации и применять какие-либо санкции к тем, кто отказывается прививаться? Приводим мнение юриста, государственного советника I класса Армена Гукасяна.
Пандемия COVID-19 – событие мирового масштаба, создавшее уникальную ситуацию как в сфере здравоохранения, так и в области законодательного регулирования вопросов оказания медицинской помощи населению и профилактики инфекционных заболеваний. На сегодняшний день вопросы о добровольной либо принудительной вакцинации в условиях пандемии не имеют исчерпывающей трактовки в действующем законодательстве. Тем не менее, на взгляд автора, существующие нормы дают основания для проведения обязательной (с учетом медицинских противопоказаний) иммунизации против коронавирусной инфекции как минимум среди представителей некоторых профессиональных групп, включая в первую очередь медицинских работников.
Право на добровольное согласие и его ограничения
В соответствии со ст. 20 закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (закон № 323-ФЗ), работники здравоохранения, как и другие граждане, имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство либо отказ от него. В то же время, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституцией закреплена обязанность государства по соблюдению, защите прав человека, охране труда и здоровья людей (ст. 2 и 7). Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Также государство гарантирует единство экономического пространства и свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Эти и другие социальные гарантии (например, право на медицинскую помощь и на образование) труднореализуемы в период эпидемии, и государство вправе принимать меры, направленные на то, чтобы сделать их реализацию возможной (ст. 7 и 8 Конституции).
Можно ли отказаться от прививки?
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 5 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17.09.1998 № 157-ФЗ (закон № 157-ФЗ), гражданин имеет право отказаться от профилактической прививки. В то же время отсутствие необходимых профилактических прививок влечет за собой отказ в приеме гражданина на работу либо отстранение его от работ, связанных с высоким риском заражения инфекционными заболеваниями (абз. 4 п. 2 ст. 5 закона № 157-ФЗ). Перечень работ, выполнение которых требует вакцинации от определенных типов инфекции, утвержден постановлением правительства РФ № 825 от 15.07.1999 г. Однако последнее изменение в этот документ вносилось в конце 2014 г., и он не учитывает распространение и опасность COVID-19. В связи с этим по данному вопросу необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами всех уровней и профильных ведомств, принятыми в последнее время. При этом коронавирусная инфекция включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, государство может ограничивать права и свободы гражданина в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина (п. 2 ч. 9 ст. 20 закона № 323-ФЗ). В то же время привлечение к ответственности за отказ от вакцинации невозможно ввиду отсутствия соответствующих статей. По решению суда ответственность может наступить в отношении руководителя, не принявшего мер к охране здоровья окружающих.
С точки зрения Трудового кодекса
Статьи 2, 21, 22 и 209 Трудового кодекса (ТК) указывают на обязательность выполнения требований по безопасности труда и соблюдению гигиены работниками и работодателями. Раздел 10 ТК характеризует охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников, это – один из приоритетов государственной политики в сфере охраны труда.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (закон № 52-ФЗ), работники имеют право обращаться в органы государственного санэпиднадзора в случае нарушения требований санитарного законодательства, создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также требовать возмещения вреда, причиненного их здоровью, в случае нарушения санитарного законодательства другими гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. А ст. 10 закона № 52-ФЗ обязывает граждан не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья.
Исходя из вышеизложенного, работодатель вправе не допускать к работе сотрудников, отказавшихся от прививки против новой коронавирусной инфекции, так как в противном случае работа организации/предприятия может быть парализована, кроме того, ей грозит материальный ущерб в случае исков пострадавших и штрафы, налагаемые контролирующими органами. При условии взаимопонимания сторон отстранение от работы возможно по ст. 76 ТК (в том числе с переводом на другую работу, при наличии такой возможности). В противном случае работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК) за невыполнение трудовых обязанностей (так как отсутствие прививки ставит под угрозу работу предприятия) и в дальнейшем расторгнуть трудовой договор по статье п. 4 ст. 81 ТК – неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей без уважительных причин, если он имеет дисциплинарное взыскание.
NB! Правила внутреннего распорядка и трудовой договор необходимо дополнять и обновлять с учетом изменений государственного законодательства и эпидемиологической обстановки.
Нет ли здесь дискриминации?
Недопуск к работе при отсутствии прививки не относится к дискриминации в сфере труда, так как отсутствие прививки нельзя считать признаком, не связанным с деловыми качествами сотрудника. Постановление Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъясняет, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств, в том числе состояния здоровья. Статья 3 ТК «Запрещение дискриминации в сфере труда» допускает установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников… в целях национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном трудоустройстве граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. В данном случае действия работодателя способствуют предотвращению распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и это основание будет сочтено достаточным в случае любых судебных разбирательств.
Автор: юрист, государственный советник I класса Армен Гукасян.
Комментарии (0)