Вы тот человек, который может успешно работать в стрессовых ситуациях, чувствует эмоции своей команды, даже если они явно не выражены, и (или) ставит на первое место заботу о себе, чтобы предотвратить выгорание? Если «да», то вы проявляете признаки высокого уровня эмоционального интеллекта [1]. Стресс, темп и сложность современного мира сказываются на ведущих специалистах, о чем свидетельствует растущее число неожиданных увольнений из-за неадекватных этических решений, проблем с физическим здоровьем, а также эмоционального и умственного выгорания.
Фундаментальная часть практики врача основана на лидерских качествах, особенно с учетом острой потребности в квалифицированных лидерах для продвижения и управления результатами, ориентированными на пациента и организацию [2]. Знание того, как использовать эмоциональный интеллект, может улучшить отношения врача с пациентами и взаимодействие с коллегами [3]. В связи с растущим вниманием к медицинской специализации и новыми инициативами в области медицинского обслуживания потребуется больше врачей-лидеров [2].
Чтобы врачи могли оказывать медицинскую помощь пациентам (как обоснованную клинически, так и эмоциональную), во время обучения врачей пытаются вооружить широким спектром навыков. Выросшая потребность в определении и оценке основных элементов профессиональной компетентности привела к необходимости усиления и модернизации этой области образования. Были определены шесть основных компетенций: (1) оказание медицинской помощи пациентам; (2) профессионализм; (3) системная практика; (4) межличностные и коммуникативные навыки; (5) медицинские знания и (6) практическое обучение и совершенствование.
Каждая из основных компетенций может быть определена количественно и связана с эффективностью и клиническими показателями результата.
Для развития образовательных стратегий, способствующих росту этих компетенций, и улучшения медицинской помощи необходимо понять основные характеристики этих компетенций. Считается, что широкий спектр навыков, которые способствуют развитию этих основных компетенций, обеспечивается эмоциональным интеллектом [4].
Термин «эмоциональный интеллект» относится к совокупности способностей, талантов и компетенций, которые влияют на способность человека добиться успеха на фоне требований, проблем и стресс-факторов окружающей среды [5]. Этот термин стал революционным в менеджменте и трансформировал лидерство, введя идею о том, что осознание своих эмоций необходимо для преодоления стресса [3]. Эмоциональный интеллект, называемый также эмоциональным коэффициентом (EQ), является фундаментальным этапом на пути к успеху медицинских работников, в частности, для преодоления сложностей, присущих современной системе здравоохранения [6].
Широкий спектр препятствий в оказании медицинской помощи возникает из-за работы в очень сложной и эмоционально напряженной среде. Чтобы добиться успеха, способность управлять собой и своими отношениями с другими людьми является незаменимым навыком, которым должны обладать врачи и другие ведущие специалисты в отрасли здравоохранения [7]. Эффективный лидер понимает важность эмоционального интеллекта, невербальной и вербальной коммуникации, подготовки и образа мышления для эффективной работы команды [8].
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта контролируют свои эмоции, чтобы гибко реагировать на ситуации и действовать в соответствии со своими целями, тем самым увеличивая свои шансы на выживание [5]. Эмоциональный интеллект считается важнейшей компетенцией лидера и широко рекомендуется как метод развития у врачей лидерских качеств [9,10]. Он состоит из личностно-эмоционально-социальных компонентов общего интеллекта и включает совокупность некогнитивных (социальных и эмоциональных) способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека преуспевать в решении проблем и преодолении стресс-факторов окружающей среды. Согласно данным исследований, 67 % навыков, необходимых успешным лидерам, относятся к области эмоционального интеллекта [11].
В этой статье предлагается определение лидерских качеств врача через призму эмоционального интеллекта, незаменимой компетенции врача-лидера [10].
Эффективные лидерские качества врача и их преимущества
Врачи занимают лидирующие позиции в медицинском коллективе, сообществе и обществе, особенно во время кризисов, подобных вспышке COVID-19. Две трети врачей-ординаторов, участвовавших в опросе в 2015 году, согласились с тем, что формализованная программа лидерства может улучшить их способность контролировать и лечить пациентов. Несмотря на то, что все врачи воспринимаются как лидеры, понятие лидерства редко, если вообще когда-либо, воспринимается или реализуется как важная часть медицинской подготовки [12].
Каждый день врачи, занимающие ведущие позиции, контролируют группы медицинской помощи (например, опытных практикующих врачей или студентов-медиков), руководят сердечной и легочной реанимацией пациентов и способствуют эффективному общению между пациентами, семьями и другими консультирующими врачами [2]. Для врачей жизненно важно поддерживать положительный импульс командного движения вперед [13]. Кроме ситуаций, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи пациентам, умелый медицинский лидер может косвенно влиять на лечение пациентов, способствуя улучшению руководства коллективом, общению и моральному духу [2].
Ожидается, что врачи будут управлять своими командами и мотивировать их, будь то преподаватели, администраторы, исследователи или врачи. Согласно рекомендации, содержащейся в отчете Института медицины, академические медицинские центры должны готовить лидеров на всех уровнях, способных проводить системные и организационные изменения, необходимые для улучшения здравоохранения за счет инноваций в образовании, исследованиях и оказании медицинской помощи пациентам. Установлено, что в больницах с лучшими советами директоров и управленческой практикой обеспечивается более качественное лечение и лучшие клинические исходы, включая снижение смертности.
Для лидера, создающего успешную команду, вовлеченность и многопрофильная командная работа являются ключевыми способностями. Методы улучшения управления также были связаны с лучшими финансовыми результатами и повышением рейтинга одобрения пациентов. Эффективные лидерские качества также влияют на благополучие врачей, при этом высокий уровень развития таких качеств связан с меньшим выгоранием врачей и большей удовлетворенностью [12]. Согласно исследованиям, эмоциональное выгорание испытывают 50 % студентов-медиков, ординаторов и практикующих врачей. Обучение лидерству может быть полезным на индивидуальном и институциональном уровнях, в частности, для предотвращения выгорания [14].
Согласно результатам недавнего исследования, повышение общей оценки уровня лидерских качеств на один балл приводило к повышению вероятности удовлетворенности на 9,0 % и снижению вероятности выгорания на 3,3 % среди курируемых врачей. Философия лидерства улучшает показатели качества здравоохранения. Лучшие практики лидерства способствуют развитию чувства командной работы, вовлеченности и наставничества в коллективе. Участие персонала является постоянным элементом несмотря на то, что подходы реализации лидерства могут различаться. Лидер с авторитетным подходом призывает команду присоединиться к нему в достижении цели, говоря: «Пойдем со мной».
Лидер с аффилиативным стилем способствует гармонии и формирует эмоциональные связи в среде, где «люди на первом месте». Демократические лидеры интересуются мнением своих сотрудников для достижения соглашения, задавая вопрос: «Что вы думаете?» Наконец, менеджер, использующий коучинговый подход, помогает персоналу осознать свои сильные стороны и области, нуждающиеся в развитии. Эти управленческие методы резко отличаются от неэффективной деятельностью принуждающего лидера, который хочет немедленного подчинения по принципу «делай то, что я тебе говорю». Пять основных принципов лидерства представлены в таблице 1:
Хорошие руководители практикуют хорошую коммуникацию и умение слушать, концентрируются на результатах, совместно создают системы поддержки, обладают открытым (растущим) менталитетом (уверенностью в том, что способности не являются врожденными, но могут быть улучшены с помощью усилий и обучения), уделяют неустанное внимание инклюзии, равенству и разнообразию, а также устанавливают связи и укрепляют доверие [12].
Что такое эмоциональный интеллект?
«Обучая людей настраиваться на свои эмоции с умом и расширять круг своих забот, мы можем трансформировать организации изнутри и изменить наш мир к лучшему», — Дэниел Гоулман.
Всех эффективных руководителей объединяет одна важнейшая черта — высокий уровень развития эмоционального интеллекта [15]. В современной все более усложняющейся системе здравоохранения врачи должны обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта и лидерскими качествами, чтобы правильно расставлять приоритеты в задачах и эффективно общаться с широким кругом заинтересованных сторон [16]. Врачи клиник выполняют функции менеджеров организаций, основанных на знаниях, разрабатывая и внедряя на практике решения сложных проблем в динамичной среде.
Иногда перед врачом-лидером стоит непосильная задача сделать наилучший выбор для достижения или продвижения миссии клиники. Многочисленные внутренние и внешние факторы влияют на то, насколько хорошо в организациях здравоохранения могут прогнозировать, оценивать и реализовывать решения по качеству. Распознавание и управление человеческими переменными, такими как эмоции, незаменимы в попытке улучшить качество клинической оценки и процессы принятия решений в клинической отрасли, даже если внешние переменные могут быть более сложными для управления [17].
Среди врачей в сфере здравоохранения развитие эмоционального интеллекта широко поддерживается как подход, способствующий развитию лидерских качеств. Поскольку существуют разные модели эмоционального интеллекта и методы развития лидерских качеств, важно понимать, что эмоциональный интеллект применим как в медицинском образовании, так и в медицинской практике [10]. Термин «эмоциональный интеллект» был связан с идеей о том, что необходимо в первую очередь заниматься саморазвитием, прежде чем пытаться влиять на других с целью их совершенствования [18]. Это характерная черта руководителя, связанная со способностью понимать и контролировать свои собственные эмоции, а также взаимодействие с другими людьми [12].
Установлено, что эмоциональный интеллект медицинского персонала находится в положительной взаимосвязи с самооценкой, и, в частности, ее мощным прогностическим фактором является настроение. [5] Врач, который играет роль лидера в команде, должен подавать пример сотрудникам и пациентам, реагируя на нежелательное явление. В рамках опроса старшие менеджеры компаний оценили характеристики лучших лидеров. Психологи исследования опросили лучших лидеров, чтобы изучить их навыки, используя объективные показатели, такие как прибыльность. Согласно результатам, эмоциональный интеллект был в два раза важнее технических навыков и коэффициента интеллекта (IQ) несмотря на то, что интеллект и когнитивные способности также имели критически важное значение.
Например, в исследовании 1996 года установлено, что годовой доход подразделений, в которых топ-менеджеры обладают идеальным уровнем эмоционального интеллекта, на 20 % превышал ожидаемый [12]. Эмоциональная грамотность имеет решающее значение в управлении процветающим коллективом. В отличие от IQ, который используют для оценки интеллекта с помощью стандартных тестов, эмоциональный интеллект — это то, что каждый человек может приобрести и развить в любой момент. В действительности повышение эмоционального интеллекта должно быть постоянной профессиональной и личной задачей, особенно для руководителей. Следует отметить, что 80–90 % навыков, которые отличают высокоэффективных сотрудников от неэффективных, относятся к категории эмоционального интеллекта [1].
Компетенции эмоционального интеллекта
На организационную культуру значительное влияние оказывают способности лидера к развитию эмоционального интеллекта. Руководители медицинских учреждений, обладающие навыками эмоционального интеллекта, лучше понимают, вовлекают и вдохновляют своих сотрудников. Эти навыки необходимы для адекватного разрешения конфликтов и принятия практических решений сложных вопросов [11]. Существует два типа компетенций эмоционального интеллекта:
1. Личная компетентность: обозначает, как человек к себе относится (отношение к самому себе). Сильная личная компетентность позволяет человеку спокойно контролировать свои эмоции и обладать самосознанием, чтобы на должном уровне управлять своими эмоциями.
2. Социальная компетентность: означает, как человек взаимодействует с другими (взаимоотношения с другими). Благодаря социальной осведомленности и управлению отношениями лица с высокой социальной компетентностью управляют межличностными взаимодействиями, проявляя эмпатию (рисунок 1) [1].
У выдающихся лидеров присутствуют оба типа компетенций [1]. Личная компетентность является основой, на которой строится социальная компетентность, включающая в себя социальную осведомленность и управление отношениями [11]. Социальная компетентность позволяет лидерам способствовать успеху отдельных лиц, команд и организаций, не подвергая риску собственное благополучие. С другой стороны, личная компетентность повышает эмоциональную устойчивость [1].
Компоненты эмоционального интеллекта
Независимо от острого аналитического ума, профессиональной подготовки и разнообразных творческих личностных качеств, эмоциональный интеллект действительно является непременным условием грамотного руководства. Уровень развития эмоционального интеллекта лидера определяется комбинацией пяти жизненно важных навыков. Эти 5 навыков позволяют руководителям добиваться максимально плодотворной работы не только от себя, но и от своих подчиненных [15]. Ниже приведены пять структурных элементов эмоционального интеллекта (таблица 2):
1. Самосознание: это способность понимать свои слабости, сильные стороны, побуждения, эмоции и цели. Развитию самосознания может способствовать ведение дневника повседневных мыслей и просто паузы, чтобы сосредоточиться на своих эмоциях, когда они находятся на пике [7,12]. Великие лидеры концентрируются на развитии своих сильных сторон и сокращении слабых сторон. Например, врач, преуспевающий в качестве хирурга общего профиля, может принести пользу медицинской группе, сосредоточившись на хирургии и работая над созданием центра передового опыта в этой области [18].
Как стать лидером, обладающим самосознанием: будьте примером оптимизма. Но при этом не становитесь жертвой токсичного позитива. Не стесняйтесь признавать и исправлять свои ошибки [1].
2. Саморегуляция или самоуправление: осуществление контроля, т. е. действия выполняются в соответствии с моральными принципами, а в стрессовых ситуациях сохраняется спокойствие [12]. При этом человек понимает собственные эмоции и не позволяет эмоциям управлять своими действиями. Великие лидеры осознают, что между реакцией и стимулом есть небольшой промежуток. Способность управлять своими эмоциями в этой ситуации помогает человеку сконцентрироваться на поставленной задаче, а также позволяет ясно видеть ситуацию [18].
Как стать уравновешенным лидером: установите разумные границы, внутри которых не требуются чрезмерные усилия. Выберите для себя несколько видов спокойного досуга в качестве источника внутренних ресурсов, которые можно будет задействовать в случае возникновения проблем [1].
3. Мотивация: наличие цели или знание своих побуждений мотивирует и поддерживает оптимизм [12].
Как стать мотивирующим лидером: мотивируйте других применять эффективные стратегии для признания, а не для погони за денежным вознаграждением. Будьте щедры на похвалу. Похвала от руководства компании ценна для членов команды [1].
4. Эмпатия: способность понимать чувства, потребности, желания и точку зрения другого человека [7,12].
Как стать более эмпатичным лидером: общайтесь с новыми людьми. Старайтесь уделять внимание общению. Чтобы хорошо выполнять работу и добиваться невероятных результатов, у вас должны быть хорошие отношения [1].
5. Социальные навыки: это умение устанавливать взаимовыгодные связи. Они включают в себя управление отношениями и урегулирование споров для продвижения сотрудников в соответствующем направлении [7,12].
Как стать лидером с социальными навыками: тщательно подбирайте слова. Слова способны либо увеличивать, либо разрушать доверие. Кроме того, наблюдайте за невербальными сигналами членов команды в случае возникновения проблем [1].
Как определить лидеров с высоким эмоциональным интеллектом
Лидеры, пытающиеся развить свой эмоциональный интеллект, могут добиться этого, окружив себя эмоционально интеллектуальными людьми. Поскольку создание успешного рабочего места зависит от способности понимать других и взаимодействовать с ними таким образом, чтобы способствовать операционной синергии, вполне вероятно, что чем выше EQ вашей команды, тем большего организационного успеха вы добьетесь в целом. Согласно данным исследования, в то время как IQ отвечает только за 20 % общей эффективности человека, эмоциональный интеллект отвечает за 58 % его производительности. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом проявляют следующие качества:
Преимущества высокого эмоционального интеллекта в здравоохранении
Принятие эмоционального интеллекта стало важной чертой современных культур [19]. Он повышает способность лидера контролировать свои эмоции, поощрять и вдохновлять сотрудников и укреплять связи с коллегами [13]. Когда лидеры используют эмоциональный интеллект для управления своими действиями и мышлением, они могут взять ситуацию под контроль вместо того, чтобы позволить эмоциям взять верх над их чувствами [1].
Кроме того, это помогает лидеру создавать отношения, повышать удовлетворенность работой, минимизировать командный стресс и разрешать конфликты. Высокий эмоциональный интеллект означает наличие огромного потенциала для улучшения удержания персонала и продуктивности команды [20].
Преимущества высокого эмоционального интеллекта перечислены ниже:
Создание непредвзятой, безопасной и способствующей обучению среды для культуры эмоционального интеллекта хорошо влияет на отношения с пациентами, удержание/набор персонала, его моральный дух, работу медицинского коллектива, качество медицинской помощи, безопасность медицинской помощи и внедрение инноваций, одновременно способствуя росту самоотдачи [6].
Принимая во внимание вышеперечисленные преимущества, неудивительно, что компании активно пытаются использовать искусственный интеллект для повышения уровня эмоционального интеллекта [12]. Организации, использующие эмоциональный интеллект, могут добиться значительных и долгосрочных успехов за счет укрепления связей и взаимодействия между пациентами, медицинским персоналом и администрацией [7].
Недостатки низкого эмоционального интеллекта
Недостаток эмоционального интеллекта — частая причина неудач лидера. Навыкам межличностного общения, необходимым для эффективного лидерства, исторически уделялось мало внимания в медицинских учебных заведениях и программах ординатуры. В результате у врачей работа на руководящей должности вызывала затруднения. Эти социальные навыки имеют решающее значение, независимо от того, руководите ли вы заседанием исполнительного совета, осуществляете надзор за работой сотрудников в клинике или управляете командой в операционной.
Чрезмерная оборонительная позиция, плохое разрешение разногласий и проблемы с общением с командой — все это общие признаки низкого эмоционального интеллекта [7]. Руководители с низким уровнем эмоционального интеллекта пассивны, критичны и не хотят меняться. Такие руководители могут способствовать плохой внутренней согласованности, снижению вовлеченности персонала и снижению производительности. Руководителей с высоким EQ отличают усердие, терпимость, постоянство, решительность и теплота.
Согласно исследованию, у сотрудников на 400 % меньше шансов бросить работу, если они работают на руководителя с высоким EQ [1]. Некорректное применение культуры эмоционального интеллекта отрицательно сказывается на репутации организации, увеличивает текучесть кадров, а также влияет на оказание медицинской помощи пациентам [6]. Развитие эмоционального интеллекта у руководителей может изменить правила игры в управлении текучестью кадров в организациях, где есть проблемы с удержанием сотрудников [1].
эмоционального интеллекта
Врачей обычно воспринимают как «эмоциональный термостат» команды, а это означает, что для врача крайне важно контролировать свои эмоции (и распознавать эмоциональные сигналы других). Узнайте о ваших привычках и триггерах, о своей способности к эмоциональному самоконтролю, способности справляться со сложными ситуациями и об уровне вашего общения с пациентами и коллегами. Ваша способность контролировать свои эмоции может сделать вас лучшим врачом, чем вы есть сейчас [21].
(1) Развивайте свой эмоциональный интеллект, используя обратную связь с несколькими экспертами
Обратная связь на 360 градусов — распространенный метод развития, который помогает распознавать сильные и слабые стороны и является еще одним важным инструментом для повышения эмоционального интеллекта. Хотя существует множество инструментов метода обратной связь на 360 градусов, способность сравнивать собственную оценку своей работы с оценкой других людей имеет решающее значение в развитии эмоционального интеллекта. Просто заполните опросник по самооценке и попросите члена семьи или коллегу, которому вы доверяете, сделать то же самое. Вы можете получить важную информацию о своих слепых зонах и областях, нуждающихся в развитии как на профессиональном, так и на личном уровне, изучив, как ваши взгляды коррелируют с взглядами других.
(2) Используйте осознанность как путь к развитию эмоционального интеллекта
Ваш эмоциональный интеллект может улучшиться в результате постоянной практики. Научитесь делать паузы. Сосредоточьтесь на том, что вы чувствуете, особенно в трудных или неприятных ситуациях. Это ключевой первый этап в развитии вашего эмоционального интеллекта. Он даст вам возможность наблюдать и осмысливать свои эмоциональные реакции. Вы можете начать понимать мотивы своего поведения, просто осознав свои чувства.
Благодаря этим занятиям человек может развить свое самосознание и, в конечном итоге, иметь больше свободы для выбора оптимального образа действий, а не полагаться исключительно на побуждения. Со временем вы сможете осознать свои триггеры и развить навыки управления ими. Занимаясь практиками осознанности и медитации, вы можете повысить свою способность контролировать как себя, так и эмоции других людей.
(3) Пройдите коучинг по эмоциональному интеллекту
Популярной стратегией по улучшению некоторых аспектов эмоционального интеллекта и лидерских навыков является индивидуальный коучинг. Вы можете развить свой потенциал, работая с квалифицированным и опытным коучем, который поможет вам осознать важные идеи. Многие прогрессивные организации признают важность инвестирования в эмоциональный интеллект своих руководителей и поощряют использование внутреннего или внешнего коучинга для повышения производительности [7].
Чтобы получить доступ к своему эмоциональному интеллекту и сохранить устойчивость при внедрении изменений, используйте следующие стратегии:
Главные тезисы
Наши эмоции в значительной степени определяют наше поведение, а наше поведение определяет, потерпим ли мы неудачу или преуспеем в профессиональном плане. Преобразование системы медицинского обслуживания в систему, которая лучше удовлетворяет потребности пациентов и коллег, требует большего, чем просто создание революционных моделей оказания медицинской помощи. Также необходимо установление прочных связей и плодотворного взаимодействия между врачами, пациентами и администраторами системы здравоохранения. Осознав это, медицинские работники могут применять принципы эмоционального интеллекта к инициативам по повышению организационной культуры [7].
Врачей занимают лидерские позиции, как только они получают официальное медицинское образование. Секрет хорошего лидера заключается в использовании эмоционального интеллекта для наставничества в команде и воспитания чувства принадлежности и ценности среди персонала [12]. Эмоциональный интеллект является иллюстрацией хороших лидерских качеств: лидеры, которые контролируют себя, проявляют эмпатию, самомотивированы и обладают отличными социальными навыками [3]. Навыки эмоционального интеллекта не являются врожденными, их можно развить, проявляя готовность к личностному росту и стремление к самосовершенствованию [6].
Это коррелирует с целым рядом основных компетенций, которые стремятся привить современные медицинские учебные программы [4]. Лучшие клинические исходы, более высокий уровень профессиональной удовлетворенности, больший уровень эмпатии и лучшая командная работа — все эти характеристики обеспечивают врачи-лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта, особенно в том, как они контролируют свои собственные эмоции и реагируют на эмоции других. Врачи-лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, оказывают более сильное влияние, способствуют продуктивным изменениям и эволюционируют в таких руководителей, за которыми хотят следовать подчиненные [7].
Следует уделить больше внимания стандартизации и применимости оценки эмоционального интеллекта у медицинских работников. Следует уделять больше внимания определенным компонентам эмоционального интеллекта, лучшему времени для концентрации на них в период обучения и тому, как улучшение этих компетенций может повлиять на траекторию карьеры врачей. Кроме того, необходимы исследования долгосрочных результатов обучения эмоциональному интеллекту семейных врачей, пациентов и персонала больниц [16].
Список литературы
1.Why Emotional Intelligence Matters for Healthcare Leaders. Доступно по ссылке: https://wambi.org/blog/why-emotional-intelligence-matters-for-healthcare-leaders/
(дата последнего обращения: 23 мая 2023 г.)
2. Yau AA, Cortez P, Auguste BL. The Physician Leader: Teaching Leadership in Medicine. Adv Chronic Kidney Dis. 2022 Nov;29(6):539-545.
3. Do You Have the Emotional Intelligence to Successfully Lead in the New Year?. Доступно по ссылке:
https://www.gbscorporate.com/blog/do-you-have-the-emotional-intelligence-to-successfully-lead-in-the-new-year (дата последнего обращения: 25 мая 2023 г.)
4. Arora S, Ashrafian H, Davis R, Athanasiou T, Darzi A, Sevdalis N. Emotional intelligence in medicine: a systematic review through the context of the ACGME competencies. Medical education. 2010 Aug;44(8):749-64.
5. Molero Jurado MDM, Pérez-Fuentes MDC, Martos Martínez Á, Gázquez Linares JJ. Emotional intelligence and self-esteem: Personal competencies necessary for physicians. Front Med (Lausanne). 2022 Jul 27;9:965417.
6. Ubaidi A. Is emotional intelligence a need skill for health care provider. Journal of Family Medicine and Disease Prevention. 2018;4(1).
7. Emotional Intelligence for Physician Leaders. Доступно по ссылке: https://postgraduateeducation.hms.harvard.edu/trends-medicine/emotional-intelligence-physician-leaders (дата последнего обращения: 22 мая 2023 г.)
8. Sutton K, Retzky J, Bedi A, Provencher CMT, Mulcahey MK. Leadership in Orthopaedic Surgery: Creating a Highly Effective Leader. Instructional Course Lectures. 2023;72:29-37.
9. Nowacki AS, Barss C, Spencer SM, Christensen T, Fralicx R, Stoller JK. Emotional intelligence and physician leadership potential: a longitudinal study supporting a link. The Journal of Health Administration Education. 2016;33(1):23.
10. Mintz LJ, Stoller JK. A systematic review of physician leadership and emotional intelligence. Journal of Graduate Medical Education. 2014 Mar;6(1):21-31.
11. Fernandez CS, Peterson HB, Holmstrőm SW, Connolly A. Developing emotional intelligence for healthcare leaders. Emotional intelligence–New perspectives and applications. InTech. 2012 Feb 1:239-60.
12. Mark P. Trolice. The Physician as Leader. Доступно по ссылке: https://www.medscape.com/viewarticle/990393 (дата последнего обращения: 22 мая 2023 г.)
13. Your Emotional Intelligence Determines Your Team’s Success. Доступно по ссылке: https://www.deborahmunhoz.com/blog/emotional-intelligence/
(дата последнего обращения: 24 мая 2023 г.)
14. Ghossoub Z, Nadler R, El-Aswad N. Targeting Physician Burnout Through Emotional Intelligence, Self-Care Techniques, and Leadership Skills Training: A Qualitative Study. Mayo Clinic Proceedings: Innovations, Quality & Outcomes. 2018 Feb 22;2(1):78-79.
15. Reshetnikov VA, Tvorogova ND, Hersonskiy II, Sokolov NA, Petrunin AD, Drobyshev DA. Leadership and emotional intelligence: current trends in public health professionals training. Frontiers in Public Health. 2020 Jan 31;7:413.
16. Ha SJ, Patlolla SR, Wojda TR. Emotional Intelligence and Leadership Development: Implications for Family Medicine Residency Programs. Medical Education for the 21st Century. 2021.
17. Hess J, Miller B. Emotional Intelligence, Physician Leadership and Decision-Making within the Clinical Organization. Oklahoma State Medical Proceedings. 2017 Oct 16;1(1).
18. Tuso PJ. The Physician as Leader. The Permanente Journal. 2003 Winter;7(1):68–71.
19. The Emotionally Intelligent Physician Leader. Доступно по ссылке: https://www.physicianleaders.org/publications/books/emotionally-intelligent-physician-leader-childs?v=41923493036212 (дата последнего обращения: 22 мая 2023 г.)
20. Why emotional intelligence makes you more successful. Доступно по ссылке: https://www.latrobe.edu.au/nest/why-emotional-intelligence-makes-you-more-successful/#:~:text=Emotional%20intelligence%20is%20the%20ability,conflict%20and%20improve%20job%20satisfaction (дата последнего обращения: 25 мая 2023 г.)
21. Emotional intelligence: Why doctors need to develop this skill. Доступно по ссылке: https://www.mdlinx.com/article/emotional-intelligence-why-doctors-need-to-develop-this-skill/dQHuxsoFAvYS0QBBPXBA0 (дата последнего обращения: 24 мая 2023 г.)
Комментарии (0)