Деятельность в сфере медицины, если рассматривать её сквозь призму бизнес-процессов, не слишком отличается от предпринимательства в других отраслях. На этом фоне события нескольких последних лет ударили по медицинскому бизнесу не менее сильно, чем по другим. Вирусные угрозы, санкционное давление, уход с рынка и последующие рестрикции мировых компаний-монополистов, значительные валютные колебания, инфляция и ряд других негативных процессов в экономике кого-то выбили из седла, кого-то сильно пошатнули.
Кто-то сумел приспособиться и продолжил развиваться. Наш эксперт, бизнес-ментор в сфере медицины Владимир Шипков расскажет, как и благодаря чему им удалось реанимировать свои предприятия.
Немного ретроспективы
Ведение бизнеса на Руси всегда было сопряжено с рядом сложностей, обусловленных национальной и геополитической спецификой, но в моменты глобальных кризисов экономическая турбулентность приобретала характер настоящей бури. В новой истории России коммерческую медицину особенно сильно заштормило после распространения COVID-19. Пандемия бросила серьёзные вызовы отрасли, одновременно указав на слабые места в системе. Пациентопоток существенно уменьшился, а в некоторых отраслях на какое-то время и полностью иссяк. В первые месяцы наблюдался острый дефицит защитных средств и некоторых расходных материалов.
После начала СВО коммерческая медицина столкнулась с другими сложностями. Западные санкции, нестабильность местной валюты породили определённую нехватку оборудования, инструментария, некоторых медикаментов. Несмотря на повышение заработной платы, имел место отток квалифицированных кадров за рубеж. В отдельных регионах и сегментах уменьшился пациентопоток. Показатель рентабельности бизнеса снизился.
Реагируя на эти вызовы, бизнес был вынужден оперативно трансформироваться. Реорганизации подверглись системы управления, усиливались имеющиеся санитарные и внедрялись новые противоэпидемиологические протоколы. Оптимизировалась кадровая политика, проводились активные поиски новых поставщиков, переговоры с имеющимися. Вопросы грамотного риск-менеджмента, креативного маркетинга и системного подхода вышли на первое место.
Антикризисные меры
Успешный медицинский бизнес зиждется на трёх китах: профессионализм команды, технологичность, усиленная уникальностью, стабильность ключевых финансовых показателей. Для перманентного развития нужна планомерная работа во всех направлениях, но в моменты экономической турбулентности акценты смещаются. На повестке появляется вопрос выживания. Соответственно, все усилия направляются на то, чтобы в первую очередь остаться на плаву. Для этого предпринимается ряд проверенных мер, о которых речь пойдёт ниже.
Команда
Усиливается работа с коллективом. Сотрудникам подробно объясняют, что и как они должны делать в сложившихся обстоятельствах. Необходимо исключить панические настроения, вселить в людей уверенность, предоставить действенную дорожную карту. Не менее важно гарантировать персоналу заработную плату и обеспечить достаточную загрузку. Сотрудники должны быть заинтересованы в преодолении кризиса не меньше, чем руководство и владельцы. KPI приводится в соответствие реалиям.
Практика показывает: руководство, эффективно показывающее себя в благополучные времена, часто оказывается бессильным перед экономическими потрясениями. Поэтому целесообразно перевести операционное управление в ручной режим или нанять опытных кризис-менеджеров.
Экономика и оптимизация бизнес-процессов
Создаются несколько сценариев развития событий. Под каждый разрабатывается план действий, направленных на преодоление кризисных явлений. На предприятии включается режим тотальной экономии: второстепенные расходные статьи урезаются до минимума или прикрываются совсем. Оптимизируется бюджет. Используются средства из резервных фондов. При необходимости привлекаются заёмные средства или кредиты. По максимуму используются государственные и другие преференции: льготные займы, кредитные и налоговые каникулы, возможно, отсрочки арендных платежей.
Параллельно осуществляется перманентный мониторинг рынка. Выявляются новые каналы поставок медикаментов и расходных материалов. Проводятся переговоры с действующими поставщиками. Усиливается взаимодействие с имеющимися партнёрами, создаются новые коллаборации.
Маркетинг
Осуществляется перманентный мониторинг эффективности каждого маркетингового направления, оперативно вносятся коррективы. При необходимости оптимизируются рекламные бюджеты.
Вместо выводов
Медицина в России благополучно преодолела уже не один кризис и точно переживёт ещё бесчисленное множество. Меры, описанные выше, помогут предпринимателям сделать это относительно безболезненно. Важно понимать, что почти всегда успех реанимационных мероприятий зависит от профессионализма, стойкости и хладнокровия того, кто у руля, а не от благосклонности удачи. Активное внедрение искусственного интеллекта в административные и управленческие процессы, которое в последнее время весьма активно проводится во всей бизнес-среде, будет этому способствовать, нивелируя человеческий фактор.
Материал предоставлен пользователем сайта, Екатериной Тарановой /пресс-служба Школы Медицинского Бизнеса/, с согласия автора и в соответствии с Условиями публикации материалов на сайте https://www.medznat.ru/editorial-term-condition
Комментарии (0)