Напомним, что в целях идентификации рисков удобно классифицировать их по этапам взаимодействия с пациентом.
Классификация рисков по этапам при взаимодействии с пациентами (© Горяинов А.М. 2011):
Риски на этапе лечения
Для иллюстрации рисков, возникающих на этапе оказания медицинской помощи пациенту, обратимся к самому свежему примеру из нашей практики. Буквально вчера к нам обратился постоянный корпоративный клиент с просьбой урегулировать претензию пациента. Суть претензии очень простая – техническая ошибка во время составления заключения по результатам УЗИ диагностики беременной женщины. Диагностика проводилась на сроке 39 недель беременности. Ошибка заключалась в том, что во время оформления заключения врач описалась и вместо размера в сантиметрах указала размер в миллиметрах (вместо 6 см, указала 6 мм). Что послужило причиной необоснованного выполнения кесарева сечения в родильном доме куда женщина поступила на следующий день после выполнения УЗИ по причине отхождения вод. Казалось бы, простая описка, но повлекла конкретные неблагоприятные последствия для матери, которая планировала естественные роды.
А теперь представьте, сколько врачей работает на грани профессионального выгорания, без отдыха, совмещая на нескольких работах. В таком состоянии постоянного хронического стресса и пониженной концентрации внимания риск подобных дефектов достаточно высок, что необходимо учитывать и предпринимать соответствующие меры. Этот конкретный пример для иллюстрации данной группы рисков понятен. Сюда же относятся риски непроведения подсчета инструментов и расходников, непроведения ревизии в конце оперативного вмешательства и множество иных ситуаций как в терапевтической, так и хирургической практике. Однако есть одно системное явление на этапе оказания медицинской помощи, общее как для терапевтов, так и для хирургов. Явление, на которое обязательно нужно обращать внимание, так как цена пренебрежения этим риском может быть крайне высока.
Клинический опыт vs обязательные требования
Более 50% врачей лечат пациентов, отталкиваясь от своего клинического опыта без оглядки на существующие клинические рекомендации и обязательные требования. Многие их просто не знают. А юристы, разбирающие претензии, в том числе в суде и следственных органах, сверяют что сделал врач именно с тем, что он должен был сделать. Как это сделать? Обратиться к обязательным для исполнения документам, которые 50% врачей просто не знают. И соответственно не соблюдают. А клинический опыт юристов интересует существенно меньше. При сравнении должного с исполненным при любом несоответствии возникает риск неблагоприятного исхода если дело дойдет до спора с пациентом. Ситуацию усугубляют последние новости. Судя по ним, страховщики будут увеличивать внимание к подобным несоответствиям и готовы увеличить сборы в виде штрафов с медицинских организаций в случае нарушения обязательных требований оказания медицинской помощи. Это может послужить основанием для роста риска споров с пациентами, которые могут дойти как до гражданского, так и уголовного дела в зависимости от материальных последствий отступления от обязательных требований.
В зарубежной практике, в связи с указанным выше, достаточно давно появился термин так называемой защитной медицины: когда врач меньше заставляет себя думать клинически, а больше просто следует конкретным стандартам, предписанным для выполнения. В нашей ситуации медицинским работникам нужно, сохраняя лучшие традиции российской медицины, учиться работать в соответствии с обязательными требованиями, изложенными в статьях 37 и 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. С такой игрой цифр эти статьи очень легко запомнить. Указанные статьи устанавливают, что медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. Медицинские работники должны соблюдать врачебную тайну и совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинская помощь должна организовываться и оказываться:
В завершении напомню, что с точки зрения управления рисками нет ничего лучше, чем заранее знать источник возможных рисков. А это на 100% один из них. Ведь оказываясь на диване у адвоката либо на стуле у стола следователя, 50% ваших коллег не знают содержание этих обязательных требований применительно к своим специальностям.
Комментарии (0)