EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Назад

Часть 4: Риски во время оказания медицинской помощи. Что должен знать медицинский работник о правовых рисках медицинской деятельности?

Риски во время оказания медицинской помощи Горяинов Риски во время оказания медицинской помощи Горяинов
Риски во время оказания медицинской помощи Горяинов Риски во время оказания медицинской помощи Горяинов

Напомним, что в целях идентификации рисков удобно классифицировать их по этапам взаимодействия с пациентом.

Классификация рисков по этапам при взаимодействии с пациентами (© Горяинов А.М. 2011):

  • до лечения;
  • во время лечения;
  • после лечения.

 

Риски на этапе лечения

Для иллюстрации рисков, возникающих на этапе оказания медицинской помощи пациенту, обратимся к самому свежему примеру из нашей практики. Буквально вчера к нам обратился постоянный корпоративный клиент с просьбой урегулировать претензию пациента. Суть претензии очень простая – техническая ошибка во время составления заключения по результатам УЗИ диагностики беременной женщины. Диагностика проводилась на сроке 39 недель беременности. Ошибка заключалась в том, что во время оформления заключения врач описалась и вместо размера в сантиметрах указала размер в миллиметрах (вместо 6 см, указала 6 мм). Что послужило причиной необоснованного выполнения кесарева сечения в родильном доме куда женщина поступила на следующий день после выполнения УЗИ по причине отхождения вод. Казалось бы, простая описка, но повлекла конкретные неблагоприятные последствия для матери, которая планировала естественные роды.

А теперь представьте, сколько врачей работает на грани профессионального выгорания, без отдыха, совмещая на нескольких работах. В таком состоянии постоянного хронического стресса и пониженной концентрации внимания риск подобных дефектов достаточно высок, что необходимо учитывать и предпринимать соответствующие меры. Этот конкретный пример для иллюстрации данной группы рисков понятен. Сюда же относятся риски непроведения подсчета инструментов и расходников, непроведения ревизии в конце оперативного вмешательства и множество иных ситуаций как в терапевтической, так и хирургической практике. Однако есть одно системное явление на этапе оказания медицинской помощи, общее как для терапевтов, так и для хирургов. Явление, на которое обязательно нужно обращать внимание, так как цена пренебрежения этим риском может быть крайне высока.

 

Клинический опыт vs обязательные требования

Более 50% врачей лечат пациентов, отталкиваясь от своего клинического опыта без оглядки на существующие клинические рекомендации и обязательные требования. Многие их просто не знают. А юристы, разбирающие претензии, в том числе в суде и следственных органах, сверяют что сделал врач именно с тем, что он должен был сделать. Как это сделать? Обратиться к обязательным для исполнения документам, которые 50% врачей просто не знают. И соответственно не соблюдают. А клинический опыт юристов интересует существенно меньше. При сравнении должного с исполненным при любом несоответствии возникает риск неблагоприятного исхода если дело дойдет до спора с пациентом. Ситуацию усугубляют последние новости. Судя по ним, страховщики будут увеличивать внимание к подобным несоответствиям и готовы увеличить сборы в виде штрафов с медицинских организаций в случае нарушения обязательных требований оказания медицинской помощи. Это может послужить основанием для роста риска споров с пациентами, которые могут дойти как до гражданского, так и уголовного дела в зависимости от материальных последствий отступления от обязательных требований.

В зарубежной практике, в связи с указанным выше, достаточно давно появился термин так называемой защитной медицины: когда врач меньше заставляет себя думать клинически, а больше просто следует конкретным стандартам, предписанным для выполнения. В нашей ситуации медицинским работникам нужно, сохраняя лучшие традиции российской медицины, учиться работать в соответствии с обязательными требованиями, изложенными в статьях 37 и 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. С такой игрой цифр эти статьи очень легко запомнить. Указанные статьи устанавливают, что медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.                           

Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. Медицинские работники должны соблюдать врачебную тайну и совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Медицинская помощь должна организовываться и оказываться:

  • в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
  • на основе клинических рекомендаций;
  • с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В завершении напомню, что с точки зрения управления рисками нет ничего лучше, чем заранее знать источник возможных рисков. А это на 100% один из них. Ведь оказываясь на диване у адвоката либо на стуле у стола следователя, 50% ваших коллег не знают содержание этих обязательных требований применительно к своим специальностям.

Комментарии (0)

Рекомендации

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы ru
Попробуйте поиск по словам: